Список форумов МЕТЕОРИТЫ. РУССКОЕ ОБЩЕСТВО ЛЮБИТЕЛЕЙ МЕТЕОРИТИКИ МЕТЕОРИТЫ. РУССКОЕ ОБЩЕСТВО ЛЮБИТЕЛЕЙ МЕТЕОРИТИКИ


ПЕРЕЙТИ НА САЙТ ЛАБОРАТОРИИ МЕТЕОРИТИКИ ГЕОХИ РАН

 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

ВИТИМСКИЙ БОЛИД. ЧТО НОВОГО?

 
Начать новую тему   Эта тема закрыта, вы не можете писать ответы и редактировать сообщения.    Список форумов МЕТЕОРИТЫ. РУССКОЕ ОБЩЕСТВО ЛЮБИТЕЛЕЙ МЕТЕОРИТИКИ -> Архив метеоритного форума
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Пал Михалыч



Зарегистрирован: 15.11.2004
Сообщения: 37
Откуда: Russia, Fe-city, Курской обл

СообщениеДобавлено: Вт Сен 06, 2005 7:22 pm    Заголовок сообщения: ВИТИМСКИЙ БОЛИД. ЧТО НОВОГО? Ответить с цитатой

Недавно, блуждая по Инету наткнулся на старую заметку о Витимском болиде. Попытался найти более свежую информацию, но сенсация перестала быть сенсацией и новостей не нашел. Болид канул где-то в тайге и вместе с ним и интерес к нему ученных. Еще один Тунгусский метеорит 21-го века? Что-то упало: и одни догадки и гипотезы...
Предыистория кратко такова:
Витимский болид был зарегистрирован в ночь на 25 сентября 2002 года спутником ВВС США. Через две недели были опубликованы координаты точки обнаружения и точки "потери" болида, их высота над поверхностью Земли (соответственно 62 и 30 км). Это позволило определить угол наклона траектории (примерно 34 градуса), направление проекции траектории на поверхности и предполагаемую точку падения в случае полета по прямой. Опрос очевидцев в поселках Мама, Луговка, Мусковит и Витимский, проведенный экспедицией Института солнечно-земной физики и ИГУ, а также свидетельства жителей Бодайбо позволяют утверждать: траектория указана правильно, свидетельства соответствуют друг другу и реконструированной траектории. Это значит, что район, обследованный экспедицией Вадима Черноброва, находится как минимум в 15-20 км к юго-востоку от проекции полета болида на поверхность Земли, над ней болид летел на высоте около 30 км. Исходя из моделей, описывающих физику вхождения в атмосфе-ру метеороидных тел, маловероятна возможность выпадения в указанном районе крупных фрагментов. Они должны были бы падать практически отвесно с высоты 30 км. Трудно предположить, что на этой высоте уже была потеряна горизонтальная скорость (при скорости входа в атмосферу в пределах от 15 до 25 км/с).
По мнению сотрудника Института физики геосфер Ольги Поповой, потеря болида скорее всего связана с тем, что его яркость упала ниже порога чувствительности сенсоров спутника. Многочисленные показания очевидцев говорят о том, что полет болида продолжался в прежнем направлении после прохождения точки на высоте 30 км. Из подроб-но документированных свидетельств следует, что взрыва над районом, обследованным Чернобровом, не было. Бо-лид, миновав этот район, продолжал полет на северо-восток. Район настоящего падения находится примерно в 40 км к северу.
Сообщается также, что обнаружено пространство площадью около 100 кв. км, где сожжены и повалены деревья. Во время первой Витимской экспедиции были опрошены охотники, которые были в тайге после падения болида и обна-ружили участки поврежденного и частично поваленного леса. Экспедиция Вадима Черноброва работала как раз в тех местах. Нужно специальное исследование, которое могло бы ответить на вопрос, когда были повалены деревья и действительно ли это работа ударной волны или речь идет о последствиях ураганных ветров, которые нередки в этом районе. Два отряда второй Витимской экспедиции, организованной иркутскими институтами геохимии, земной коры и солнечно-земной физики СО РАН, описали участки сломанных верхушек деревьев и поваленных деревьев.
О результатах этих исследований скоро будет сообщено. Но учитывая, что крупные фрагменты метеорного тела вряд ли падали в указанном районе, а также принимая во внимание отсутствие свидетельств о признаках взрыва, представляется крайне маловероятной возможность обнаружения здесь обожженных болидом деревьев. Во время полета болида в этих местах была сплошная 10-балльная облачность, шел дождь, а на вершинах гор – снег, лес был мокрым, температура была около 0 градусов. Яркость болида была высокой, но недостаточной, чтобы вызвать лучи-стые ожоги древесины сквозь низкую дождевую облачность (высота нижней кромки облаков – около 1100 м). Имен-но в этом районе яркость болида упала и он перестал фиксироваться сенсорами спутника. Можно предположить, что экспедиция Черноброва вышла на гарь, или вывал леса, затронутого в прошлом лесным пожаром. Анализ особенно-стей следов огня на деревьях в будущем может дать окончательный ответ об их происхождении.
Как указывала специалист по метеорным явлениям Дарья Ханукаева из МФТИ, в результате интенсивного тормо-жения на некоторой высоте происходит отход от падающего тела ударной волны. Именно это явление скорее всего дало эффект громкого удара (взрыва). Вблизи проекции точки отхода может быть "телеграфный лес" (деревья со сломанными ветками), справа и слева от проекции траектории – поваленные деревья Наиболее вероятным объяснением образования зоны поваленного леса представляется воздействие ударной волны, оторвавшейся от метеорита при торможении. Это, по-видимому, южная боковая зона. Было бы интересно обследо-вать симметричную область к северу. В любом случае район предположительного падения фрагментов находится значительно дальше к северу и северо-востоку от участка, обследованного экспедицией Вадима Черноброва. Громко прозвучали сенсационные заявления о том, что находки, дескать, говорят о том, что Витимский метеорит – второй по величине после знаменитого Тунгусского, а их следы сравнимы по масштабам. Американские оценки мощности излучения Витимского болида во время полета соответствуют эквиваленту энерговыделения 200 тонн тро-тила. Согласно модели Немчинова, общая кинетическая энергия падающего тела при этом может соответствовать примерно 2,3 тыс. тонн тротила. Это совершенно несопоставимо с масштабами Тунгусского явления (от 15 до 40 млн тонн тротила). Несопоставимы масштабы повреждений – 2200 кв. км поваленного и обожженного леса в тунгусском случае – и значительно меньшие области частично сломанного по неустановленной причине леса вблизи Витима.
При минимальной и заведомо заниженной начальной скорости 11 км/с, по расчетам, выполненным Михаилом На-заровым (Комитет по метеоритам РАН), получается максимальная начальная масса тела около 160 тонн. Из-за обго-рания и сдувания набегающим потоком частиц вещества до земли могло бы долететь не больше 60 тонн, а реально – гораздо меньше. При более вероятной скорости 25 км/с масса долетевших до земли фрагментов не превышает 100 кг. При самых оптимистичных оценках диаметр Витимского тела не превышал на входе в атмосферу 2,5-3 метров в диаметре, а скорее всего был еще меньше. Это совершенно несопоставимо с Тунгусским телом. Его масса оценивает-ся в миллионы тонн, а диаметр – в 60 метров. Оно взорвалось на высоте 5-10 км над землей. Список взорвавшихся в атмосфере в последние годы метеоритов насчитывает несколько объектов, значительно превосходящих по энерговы-делению Витимское тело.
Становится ясным, что сенсация выглядит преждевременной. Тем не менее практика является критерием истины. Если Вадиму Черноброву удастся найти фрагменты метеорита, это было бы замечательно. Не исключено, что спут-ник США дал не совсем верные координаты, траектория полета шла несколько иначе, начальная скорость была та-кой, что торможение было исключительно интенсивным, и взрыв все-таки произошел на большой высоте. Однако, основываясь на всей совокупности данных, можно предположить, что вероятность такого сценария невелика.
В июле в районе падения ожидается работа, по меньшей мере, четырех профессиональных исследовательских групп ученых из Москвы, Иркутска, Екатеринбурга и Красноярска.

И еще несколько ссылок:
1.) http://meteorite.narod.ru/proba/stati/stati109.htm;
2.) http://www.meteorites.ru/vitimskybolid2.html;
3.) http://www.poisknews.ru/_ingz/allstatya.asp?table=ingzNauka&id=123;
4.) http://pressa.irk.ru/20021101/society02.htm;

И список этот можно продолжить, но нигде я не встретил ни результатов этих блужданий по тайге, ни анализа "полученных результатов поисков". Единственная крохотная заметка, стоящая внимания:
http://bourabai.narod.ru/dmitriev/find.htm
Е.В. Дмитриев. Обнаружен вещественный след Витимского болида // Международный симпозиум “Астрономия— 2005: Состояние и перспективы развития”. Тезисы докл. Москва, ГАИШ МГУ – МГДДЮТ, 1 – 6 июня 2005 г., с. 82.

Летом 2004 г. красноярская экспедиция (руководитель В.Е. Чеботарев) под траекторией полета Витимского болида взяла 10 проб грунта. В одной из 10-ти проб, взятой в 13 км от поселка Маракан по азимуту 315°, были обнаружены кометные маркеры – стримергласы и остроосколочные стекловидные частицы, причем плотность стримергласов достигала 195 шт./см2, т.е. здесь произошло выпадение кометной пыли. При средней скорости западного ветра на момент полета болида 5,6 м/сек, снос частиц составил 20-50 км на 1 км потери высоты. Отсюда вывод: выпадение кометной пыли могло произойти только при низких взрывах кометных обломков. Для выявления всей картины выпадения кометного вещества, необходимо провести взятие проб грунта вдоль меридиана 114°30" между 57°40" и 58°50" с.ш. с шагом 2 км и детальное исследование всех локальных вывалов леса, обнаруженных экспедицией “Космопоиск”, как возможных следов низких взрывов.

Может у кого есть что интересное и более свежее о Витимском болиде, поделитесь...
_________________
Mente et malleo
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Кирилыч
Site Admin


Зарегистрирован: 25.08.2004
Сообщения: 2126
Откуда: Звенигород-Москва

СообщениеДобавлено: Вт Сен 06, 2005 8:04 pm    Заголовок сообщения: ВИТИМСКИЙ БОЛИД И ПАТОМСКИЙ КРАТЕР Ответить с цитатой

Экспедиция по поиску следов Витимского болида оказалась несчастнее предыдущих: в ходе полевых работ умер ее начальник Евгений Воробьев. В прессе смешались две цели экспедиции - поиски следов болида и исследование загадочного Патомского кратера: http://www.annews.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=13204
Наиболее полные материалы о финале экспедиции опубликованы в пяти номерах «Комсомольской правды»:

http://www.kp.ru/daily/23569/43768/

http://www.kp.ru/daily/23570/43822/

http://www.kp.ru/daily/23571.4/43933/

http://www.kp.ru/daily/23572/43969/

http://www.kp.ru/daily/23573/44030/
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Пал Михалыч



Зарегистрирован: 15.11.2004
Сообщения: 37
Откуда: Russia, Fe-city, Курской обл

СообщениеДобавлено: Пн Сен 12, 2005 8:55 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Жаль, конечно, Воробьева... но по мне лучше так, с геологическим молотком в руках, чем на больничной койке.
Заметки эти к Витимскому болиду никакого отношения не имеют, но убивают своим дилетанством кореспондента-горожанина, вырвавшегося на пикник на природу. Возникает вопрос: какого ты туда попёрся, там пахать надо было, облазать, промерить и думать, а он о природе и погоде, да еще мистику приплёл. Что специалистов в Отечестве не осталось? Нельзя было взять в аренду на пару недель магнитометр у геофизиков?
И ещё вопрос: КМЕТ занимается Витимским болидом, или денег хватает только на подмосковные вылазки?
В общем одни вопросы....
_________________
Mente et malleo
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Кирилыч
Site Admin


Зарегистрирован: 25.08.2004
Сообщения: 2126
Откуда: Звенигород-Москва

СообщениеДобавлено: Вс Ноя 13, 2005 10:00 pm    Заголовок сообщения: К той же теме о кратере на Патомском нагорье Ответить с цитатой

Тунгусский метеорит в Бодайбинском районе не падал
Это доказала экспедиция иркутских ученых к конусу Колпакова.


http://babr.ru/index.php?pt=news&event=v1&IDE=25850

История с поисками Витимского болида, упавшего в районе Бодайбо в сентябре 2002 года, плавно перетекла в изучение уникального геологического образования, названного конусом Колпакова (по фамилии нашедшего его в 1949 году иркутского геолога Вадима Колпакова). И предполагаемое место падения болида, и конус находятся в Бодайбинском районе на расстоянии около полутора сотен километров друг от друга, поэтому последняя экспедиция имела цель исследовать обе точки на карте. К сожалению, она прервалась в самом начале в связи со смертью ее руководителя Евгения Воробьева. Хотя ученые объявили, что последняя по счету экспедиция была фактически последней, следующим летом состоится следующая вылазка ученых в бодайбинскую тайгу.
Главным результатом незаконченной экспедиции является то, что уже сейчас ученым удалось опровергнуть самую сенсационную гипотезу образования конуса Колпакова. Высказывалось мнение, что это след от падения крупного обломка Тунгусского метеорита.
Ученые привезли из Бодайбинского района спил одной из самых старых лиственниц, росших у самого склона конуса. Анализ спила проводился на специальном оборудовании в Сибирском институте физиологии и биологии растений. Возраст дерева превышал четыре с половиной века. Все годовые кольца были отождествлены, то есть определено, к какому конкретному году относится каждое годовое кольцо.
Заведующий лабораторией биоиндикации экосистем СИФИБРа Виктор Воронин рассказал, что все отметины на кольцах были объяснены естественными причинами. Ученые определили, в каких годах были пожары или нашествия насекомых. Но годовое кольцо, соответствующее 1908 году, не несет на себе никаких отклонений и аномалий, что было бы невозможно при падении поблизости от дерева обломка огромного метеорита.
Зато есть другие странности. В течение восьмилетнего периода, 1848—1856 гг., отмечена необъяснимая естественными причинами депрессия. То есть за эти годы дерево росло очень плохо, набирая слишком мало древесины на годовые кольца. Тем не менее никаких засух или других природных явлений, способных вызвать подобную депрессию роста лиственницы, в то время отмечено не было.
Виктор Иванович объясняет это так:
— Наиболее вероятно, что эта депрессия была вызвана разрывом корней, которые были повреждены при формировании тела кратера. Отсюда логично предположить, что конус был образован при пучении, продолжительном давлении из-под земли.
По описанию Сергея Язева, кратер произвел на ученых ошеломляющее впечатление:
— Это был гигантский холм из дробленого серого известняка, возвышающийся на шестьдесят метров со стороны склона, длинная осыпь протягивалась вниз по склону более чем на сто метров. Холм увенчивался кольцевым валом диаметром до 80 метров. Внутри вала находился глубокий ров, а в центре возвышалась центральная горка высотой около 15 метров.
Вещество кратера оказалось чрезвычайно хрупким. Серые потрескавшиеся известняковые глыбы рассыпаются при прикосновении. В некоторых глыбах под действием воды и ветра появились сквозные отверстия. Было совершенно очевидно, что кратер нужно изучать всерьез и немедленно, пока он не разрушился окончательно. Ученые выполнили первичные исследования: были установлены геометрические размеры кратера, отобраны образцы породы в разных точках кратера и определены точные географические координаты объекта.
Привезенные из конуса и его окрестностей образцы пород сейчас исследуются научным руководителем экспедиции Виктором Антипиным в Иркутском институте геохимии — их размололи на шлихи (мелкую пыль) и проводят химический анализ.
Уже сейчас ученые строят планы новой экспедиции, которая, скорее всего, состоится во второй половине июля следующего года и займет две недели. В состав экспедиции планируется привлечь ученых-геофизиков из ИрГТУ, которые проведут работы по глубинному зондированию, чтобы, не копая и не буря землю, выяснить, что же находится под кратером.
Если удастся обнаружить зоны пониженной плотности, то можно предположить наличие канала, по которому поднимались сжатые газы из глубин магмы, выталкивая породу из-под земли, что привело к образованию конуса. Это первая версия его образования.
Если есть зоны повышенной плотности, то это может быть тем самым сверхплотным метеоритом, пробившим земную кору и образовавшим гигантскую воронку, которая сейчас называется конусом Колпакова. Это вторая версия.
Ученые не отвергают мысли, что обе версии могут оказаться несостоятельными. Тогда исследования откроют истинную причину появления аномального геологического объекта.

Берт Корк
13.11.2005
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Кирилыч
Site Admin


Зарегистрирован: 25.08.2004
Сообщения: 2126
Откуда: Звенигород-Москва

СообщениеДобавлено: Сб Ноя 19, 2005 11:04 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Дополнительные сведения о Витимском болиде можно найти на сайтах:

http://kosmopoisk.org
http://tunguska.ru
http://meteoritika.narod.ru/index.htm
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Эта тема закрыта, вы не можете писать ответы и редактировать сообщения.    Список форумов МЕТЕОРИТЫ. РУССКОЕ ОБЩЕСТВО ЛЮБИТЕЛЕЙ МЕТЕОРИТИКИ -> Архив метеоритного форума Часовой пояс: GMT + 3
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group